[Лат. Paulus] († 28.06.767, Рим), св. (пам. зап. 28 июня), папа Римский (рукоположен 29 мая 757). Согласно Liber Pontificalis, Павел и его старший брат Стефан (см. Стефан II (III)) были сыновьями некоего римлянина Константина. В годы понтификата Григория III (731-741), лишившись отца, братья воспитывались при папском дворе. Папа Захария (741-752) рукоположил Стефана и Павла во диаконов. Вместе с др. рим. клириками диаконы Стефан и Павел присутствовали на Соборе 743 г. (MGH. Leg. Conc. T. 2. P. 27). После кончины Захарии на Папский престол был возведен Стефан II (752-757), который сделал брата своим помощником и доверенным лицом. В июне 752 г. по поручению понтифика диак. Павел и примицерий нотариев Амвросий заключили 40-летний мир с лангобардским кор. Айстульфом (749-756), к-рый незадолго до того захватил визант. владения - Равеннский экзархат и Пентаполь. При помощи этого договора папская администрация надеялась остановить наступление лангобардов на Рим. Однако король не оставил попыток подчинить город: всего через неск. месяцев он потребовал, чтобы римляне платили ему дань, и вторгся на земли, находившиеся под папской властью. Осенью 752 г. диак. Павел вместе с визант. послом силенциарием Иоанном потребовал от короля освободить захваченные им города, но Айстульф отказался (LP. T. 1. P. 441-442). Не получив помощи от византийцев, папа Стефан II отправился к франк. кор. Пипину Короткому. Во время путешествия понтифика во Франкское королевство (753-754) Павел оставался в Риме. В 754-756 гг. франки вторглись в Италию, нанесли поражение лангобардам и заставили их уступить папе Римскому большую часть захваченных городов, в т. ч. Равенну. Благодаря помощи франков Папский престол не только избавился от угрозы со стороны лангобардов, но и получил бывш. визант. владения. После смерти Айстульфа Дезидерий, лангобардский дукс Тусции, попросил папу Стефана II поддержать его в притязаниях на королевскую власть. В нач. 757 г. папские представители Павел и Христофор в присутствии франк. посла аббата Фульрада заключили договор с Дезидерием, который пообещал признать власть папы Римского над Равеннским экзархатом и Пентаполем (Ibid. P. 455). Дезидерий согласился отдать понтифику бывш. визант. города, некогда захваченные кор. Лиутпрандом (712-744),- Имолу, Фаэнцу и Феррару в Равеннском экзархате и Анкону, Нуману и Озимо в Пентаполе (Noble. 1984. P. 101). Вскоре по требованию Стефана II кор. Ратхис удалился в мон-рь, королем лангобардов стал Дезидерий (756-774).
Когда папа Стефан II тяжело заболел, его приближенные во главе с Павлом заняли Латеранский дворец, чтобы сохранить контроль над Папским престолом. После кончины Стефана II (26 апр. 757) Павел был провозглашен его преемником, однако против него выступил архидиак. Теофилакт, также претендовавший на Папский престол. Не ясно, кто были сторонники Теофилакта и почему они не согласились с избранием Павла. По мнению исследователей, они могли представлять интересы византийцев или лангобардов, а также рим. знати, к-рая соперничала с церковной бюрократией, сплотившейся вокруг Павла (см.: Baumont. 1930. P. 8-9). Противостояние завершилось его победой: через месяц он был рукоположен во епископа и возведен на Папский престол. Вероятно, из-за наличия многочисленных противников П. вел жесткую внутреннюю политику, о к-рой сохранились отрывочные сведения (grabamina et praeiudicia illa quae Romano populo ingesserat domnus Paulus papa - LP. T. 1. P. 475). В жизнеописании П. ответственность за несправедливые деяния возлагается на подчиненных понтифика, к-рый, согласно этому источнику, был милосердным человеком и прощал своих врагов. Он часто посещал больных, освобождал заключенных, помогал нуждающимся и платил долги за несостоятельных должников (Ibid. P. 463-464).
П. продолжил политику Стефана II, направленную на укрепление светской власти папы Римского и формирование автономной Папской области. Для обозначения этого территориально-политического образования, независимого от Византии, но сохранявшего символическую связь с Римской империей, использовались различные термины. Папа Стефан II обычно использовал термин «государство римлян» (res publica Romanorum) в сочетании с термином «святая Божия Церковь» (sancta Dei ecclesia). В посланиях П. чаще встречается выражение «Церковь Божия и римский народ» в различных вариантах (напр.: «святая Римская Церковь… и весь подчиненный ей народ» - MGH. Epp. T. 3. P. 557). Вероятно, т. о. П. подчеркивал руководящую роль Папского престола и отвергал притязания аристократии на власть. Многие исследователи полагали, что в годы понтификата П. было составлено соч. «Постановление Константина» (см. ст. Константинов дар), призванное обосновать право папы Римского на светскую власть, якобы полученную им от имп. св. Константина Великого (напр.: Caspar. 1914; Fuhrmann. 1973). Создание этого сочинения могло быть связано с иконографической программой фресок, выполненных по указанию П. в ц. св. Петрониллы при Ватиканской базилике и сохранявшихся до разрушения храма в XVI в. (на фресках были изображены сцены деяний имп. Константина Великого, см.: LP. T. 1. P. 466; Voci. 1993). Однако высказывались и др. мнения о происхождении «Постановления Константина». По одной из версий, текст был составлен скорее всего в папской канцелярии во 2-й пол. VIII в., но папы не придавали ему практического значения и не использовали его в пропагандистских целях (Noble. 1984. P. 134-137). Отвергая власть Византии и проявляя враждебность по отношению к к-польскому правительству, П., однако, по традиции датировал свои грамоты годами правления визант. императора (PL. 89. Col. 1189-1190; Federici. 1899. P. 263).
Стремясь упрочить контроль над Равенной, где духовенство и знать проявляли недовольство папским правлением, П. вернул свободу архиеп. Сергию (744-769). Наиболее подробно об этом сообщается в «Книге понтификов Равеннской Церкви» Агнелла (IX в.), но в источнике встречаются анахронизмы и др. ошибки, в т. ч. случаи путаницы между Стефаном II и П. Согласно Агнеллу, папа Стефан II арестовал архиепископа и решил низложить его за то, что он вступил в сговор с кор. Айстульфом. После кончины Стефана II П. освободил Сергия и заложников, взятых в Равенне, поручив архиепископу управлять Равеннским экзархатом в качестве папского наместника (ueluti exarchus sic omnia disponebat, ut soliti sunt modo Romani facere). В 758 г. П. известил кор. Пипина Короткого о том, что Сергию было даровано прощение (MGH. Epp. T. 3. P. 512). Агнелл утверждал, что Сергий в обмен на свободу пообещал отдать папе церковные сокровища. Прибыв в Равенну, П. якобы стал присваивать храмовые ценности, поэтому местное духовенство и знать составили план убийства понтифика, а затем попытались силой вернуть сокровища. Однако Сергий раскрыл заговор и отослал его участников в Рим, где их держали под стражей до самой смерти. Трудно определить, насколько эти сведения достоверны, т. к. сообщение Агнелла носит тенденциозный характер и направлено против папской власти над Равенной (Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 2006. P. 331-338; см.: Bertolini. 1966; Noble. 1984. P. 104-106).
Внешнеполитический курс П., как и Стефана II, предполагал союз с франками, сдерживание лангобардов и конфронтацию с византийцами. Опасаясь политической изоляции в условиях военной угрозы со стороны лангобардов и византийцев, понтифик стремился поддерживать дружественные отношения с франк. кор. Пипином Коротким. Сразу после своего избрания на Папский престол П. известил об этом франк. короля и заверил его в том, что намерен соблюдать условия договора с франками (MGH. Epp. T. 3. P. 507-508). Тогда же, вероятно по распоряжению П., было составлено послание франк. королю от имени рим. сената и народа. В письме содержались благодарность Пипину за помощь, оказанную Римской Церкви, и призыв защищать Папский престол от врагов (Ibid. P. 508-510). «Сенат», т. е. аристократия, и «народ», т. е. войско, олицетворяли Римское гос-во (res publica Romanorum), находившееся под властью папы. Впосл. П. регулярно направлял франк. королю послания, написанные в витиеватом риторическом стиле (сохр. более 30 - Ibid. P. 507-558). Расточая похвалы и добрые пожелания Пипину Короткому, членам его семьи и всем франкам, П. постоянно напоминал королю о его договоре с папой Стефаном II, согласно к-рому он должен был защищать Римскую Церковь от врагов, прежде всего от лангобардов и византийцев. Понтифик называл Пипина Короткого освободителем и защитником (defensor, liberator) «святой Божией Церкви и римского народа» и заверял его в том, что его благодеяния будут вознаграждены Богом по молитвам ап. Петра. Защита и «возвеличение» Церкви (defensio, exaltatio ecclesiae) провозглашались обязанностями франков и всех христиан, т. к. от благополучия и безопасности Папского престола зависело состояние христ. веры во всем мире. П. не только называл франков духовными детьми Римской Церкви, но и установил особую духовную связь (in uinculo spiritalis foederis) с франк. королевским семейством: он стал крестным отцом принцессы Гизелы, получив полотенце, в которое ребенка завернули после крещения (Ibid. P. 511-512), и выразил желание стать восприемником принца Пипина (Ibid. P. 519), однако тот умер вскоре после рождения (см.: Angenendt. 1980). Покровительницей королевской семьи была объявлена св. Петронилла, которую считали дочерью ап. Петра. Выполняя обещание папы Стефана II королю франков, П. перенес саркофаг святой из катакомб Домитиллы в имп. мавзолей при Ватиканской базилике св. Петра, в котором была устроена ц. во имя св. Петрониллы. Сообщение о торжественном перенесении мощей в жизнеописании П. является более поздней франк. интерполяцией (LP. T. 1. P. 464), но о ц. св. Петрониллы, покровительницы франков, упоминалось в папском послании 758 г. (MGH. Epp. T. 3. P. 511; подробнее см.: Goodson. 2015). Франк. король прислал понтифику алтарную менсу, вероятно из драгоценного металла, к-рую П. велел установить «на вечную память» в базилике св. Петра (MGH. Epp. T. 3. P. 524; см.: Angenendt. 1977).
Между Римом и королевством франков существовали регулярные контакты. П. и Пипин Короткий обменивались посольствами; понтифик попросил короля направить в Рим постоянного представителя (MGH. Epp. T. 3. P. 538). По желанию короля П. прислал ему богослужебные книги и сочинения по грамматике, орфографии и геометрии на греч. языке (Ibid. P. 529). Руанский еп. Ремигий, брат короля, попросил папу Римского направить к нему опытного певца Симеона. П. выполнил просьбу, но впосл. вызвал Симеона в Рим, чтобы назначить его примицерием певч. схолы; в то же время понтифик организовал обучение франкских монахов церковному пению в Риме (Ibid. P. 553-554). Вероятно, при П. в Риме существовал приют для франкских паломников (в 757 папа Стефан II подарил аббату Фульраду «госпиталь» и дом при базилике св. Петра; см.: Stoclet. 1990). На присутствие иноземцев в Риме указывает упоминание о том, что в погребении понтифика участвовали «все римские граждане и другие народы» (nationes - LP. T. 1. P. 465). По просьбе Пипина Короткого П. передал ему мон-рь св. Сильвестра на горе Соракт (ныне Соратте) с 3 приписными мон-рями, которые франк. майордом св. Карломан, брат Пипина Короткого, некогда получил от папы Захарии. Однако вскоре Пипин Короткий вернул эти обители понтифику с условием, что тот припишет их к рим. мон-рю святых Стефана и Сильвестра (MGH. Epp. T. 3. P. 526-527, 556).
Отношения папы Римского с лангобардами оставались напряженными. После поражения от франков лангобарды были вынуждены признать верховную власть франк. короля. Дезидерий, вступивший на престол благодаря поддержке Стефана II и П., сразу же стал укреплять свое положение в ущерб интересам Папского престола. Уже в 758 г. П. жаловался Пипину Короткому на короля лангобардов, к-рый не выполнил свои обещания (MGH. Epp. T. 3. P. 512). В том же году Дезидерий покорил лангобардские герц-ства Сполето и Беневенто, нарушив при этом границу папских владений, и встретился в Неаполе с визант. послом Георгием. В результате переговоров византийцы согласились выдать королю бежавшего к ним герцога Беневенто, а король - помочь византийцам захватить Равеннский экзархат и Пентаполь (Ibid. P. 512, 515). После этого Дезидерий прибыл в Рим и попросил П. вернуть лангобардских заложников, находившихся в королевстве франков, пообещав отдать ему Имолу. Папа Римский направил Пипину Короткому 2 послания: в первом он попросил выполнить желание Дезидерия, во втором, тайном, известил Пипина Короткого об угрожающем поведении лангобардского короля и его сговоре с византийцами. По мнению П., заложников можно было отпустить лишь в том случае, если бы Дезидерий согласился отдать не только Имолу, но и Болонью, Анкону и Озимо (Ibid. P. 513-517). В апр. 760 г. франк. послы, еп. Ремигий Руанский и дукс Авхарий, добились от Дезидерия повторного обязательства отдать П. обещанные города (Ibid. P. 519-520), но переговоры между папой Римским и королем лангобардов затянулись. Стороны не могли достигнуть соглашения о юридическом статусе и имущественных правах лангобардских поселенцев на землях, к-рые следовало передать понтифику (Noble. 1984. P. 109-111). Время от времени происходили локальные столкновения. Так, Дезидерий захватил г. Сенигаллия и крепость Валента (MGH. Epp. T. 3. P. 523-524). Впосл. представители папы и короля заключили договор, положивший конец пограничным спорам. В знак признательности Дезидерий заставил правителей Неаполя и Гаэты вернуть отобранные ими папские владения в Кампании и признать церковную юрисдикцию папы Римского (Ibid. P. 549-550). Хотя П. постоянно жаловался Пипину Короткому на коварство Дезидерия и франки оказывали давление на лангобардского короля, тот, однако, так и не отдал папе Римскому обещанные города. Тем не менее оба монарха стремились избежать войны, т. к. Пипин Короткий был занят борьбой с дуксами Аквитании и Баварии, а Дезидерий не располагал силами, достаточными для столкновения с франками. Поэтому П. также воздерживался от конфликта с лангобардами.
В ряде посланий П. упоминал о своих опасениях относительно византийцев, к-рые надеялись восстановить контроль над Равеннским экзархатом и Пентаполем. Страх папы Римского перед греками нек-рые исследователи называли «одержимостью» (напр.: Noble. 1984. P. 111). Визант. имп. Константин V (741-775) и его соправитель Лев IV Хазар (император в 775-780) стремились заключить соглашение с Пипином Коротким, сильнейшим правителем на Западе, рассчитывая на его поддержку в конфликте с папой Римским. Начиная с 756 г. они направляли к франк. двору послов, к-рые преподносили королю щедрые дары и убеждали его в том, что союз с К-полем выгоднее союза с Римом (LP. T. 1. P. 452-453). Встревоженный этими переговорами, П. потребовал, чтобы король информировал его о контактах с греками. В свою очередь Пипин Короткий уверял папу Римского в своей верности договору. П. с беспокойством передавал королю слухи о военной экспедиции в Италию, якобы готовившейся византийцами. Так, понтифику донесли, что 300 кораблей под началом 6 патрикиев отплыли из К-поля в Рим (MGH. Epp. T. 3. P. 521). В др. раз П. получил от архиеп. Сергия известие о том, что византийцы собрались напасть на Рим и Равенну. Поэтому он попросил Пипина Короткого оказать влияние на Дезидерия, чтобы лангобарды помогли отразить нападение (Ibid. P. 536-538). Впосл. П. утверждал, что «греки ежедневно угрожают ворваться в Равенну» (Ibid. P. 551). Папа Римский боялся не только нашествия византийцев, но и предательства приближенных. Когда он узнал о переговорах рим. пресв. Марина, находившегося при франк. дворе, с визант. послом, то попросил Пипина Короткого назначить пресвитера на к.-н. епископскую кафедру в Галлии. Король был удивлен и отказался выполнить эту просьбу. Тогда П. заявил, что попросил о кафедре для Марина по ходатайству его матери, и разрешил королю поступить с ним так, как тот считает нужным, обвинив при этом пресвитера в «злобном коварстве» (Ibid. P. 529-530, 535; см.: Baumont. 1930. P. 9-10).
Навязывая королю франков роль защитника Церкви, П. объявил «нечестивейших греков» «врагами Божией Церкви и гонителями православной веры» (MGH. Epp. T. 3. P. 536, 539). Как и его предшественники, П. отвергал иконоборчество, ставшее офиц. доктриной в Византии. В посланиях визант. императорам он неоднократно призывал их отступиться от ереси (LP. T. 1. P. 464). Эти послания не сохранились, но известно об ответе императора, к-рый заявил, что автором посланий был не П., а его советник, примицерий нотариев Христофор (MGH. Epp. T. 3. P. 546). Вероятно, папа Римский поддерживал отношения с вост. патриархами, к-рые также отвергали иконоборчество (Miller. 1975. S. 59). В частности, он получил послание Космы I, патриарха Александрийского, «о чистоте веры» (MGH. Epp. T. 3. P. 552-553). Поскольку византийцы не могли повлиять на П., они попытались привлечь на свою сторону Пипина Короткого. На Соборе в Жантийи (767) визант. послы и франк. прелаты обсуждали «Св. Троицу и изображения святых», однако, по-видимому, согласие не было достигнуто (Noble Th. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009. P. 140-145).
Из-за конфликта с Папским престолом византийцы лишили папу Римского церковной юрисдикции на землях, находившихся под их контролем. Только под давлением лангобардского короля наместники Неаполя и Гаэты разрешили местным епископам принимать рукоположение в Риме (MGH. Epp. T. 3. P. 549-550). Согласно «Деяниям Неаполитанских епископов» (1-я пол. IX в.), на кафедру был избран диак. Павел, который не мог быть рукоположен в визант. владениях, т. к. был противником иконоборчества. Он отправился к П., с к-рым был знаком еще до его возведения на Папский престол. В Риме П. принял епископское рукоположение, но городские власти не разрешили ему вернуться в Неаполь, поэтому ему пришлось 2 года служить в пригородной базилике св. Ианнуария (Сан-Дженнаро-фуори-ле-Мура) (MGH. SS. Scr. Lang. P. 424-425; см.: Baumont. 1930. P. 13-14).
Важнейшей инициативой П. в Риме, оказавшей заметное влияние на развитие культа святых, стало перенесение мощей рим. мучеников в городские церкви. Предшественники П. перенесли мощи нек-рых святых из пригородных базилик и катакомб в городские храмы, но гробницы большинства мучеников оставались нетронутыми. Вероятно, на решение П. повлияли визант. обычаи, согласно которым допускались вскрытия гробниц и перенесение мощей. Сам понтифик называл причиной своих действий состояние пригородных святилищ, к-рые были заброшены и обветшали. В этом он обвинял прежде всего лангобардов (MGH. Epp. T. 3. P. 522-523; Federici. 1899. P. 257). Поскольку лангобарды были правосл. христианами, обвинение их в осквернении святынь представляется неправдоподобным. По-видимому, во время осады Рима, в 756 г., они попытались вывезти мощи святых из пригородных усыпальниц; именно это побудило П. поместить реликвии внутри городских стен (подробнее см.: Osborne J. The Roman Catacombs in the Middle Ages // Papers of the British School at Rome. L., 1985. Vol. 53. P. 286-291; Goodson C. The Rome of Pope Paschal I: Papal Power, Urban Renovation, Church Rebuilding and Relic Translation, 817-824. Camb., 2010. P. 211-216).
Мощи нек-рых рим. мучеников П. подарил влиятельным франк. прелатам. Так, св. Хродеганг, еп. Мецский, получил от него мощи мч. Горгония, к-рые поместил в мон-ре Горце (Paulus Diaconus. Gesta episcoporum Mettensium // MGH. SS. Scr. T. 2. P. 268; ср.: Cartulaire de l'abbaye de Gorze / Éd. A. d'Herbomez. P., 1898. P. 21-22). Фульрад, аббат базилики св. Дионисия (Сен-Дени), привез из Рима мощи мучеников Александра и Ипполита (Translatio S. Viti martyris / Hrsg. I. Schmale-Ott. Münster, 1979. S. 32-34). Впосл. мн. франк. епископы и аббаты стремились получить мощи рим. святых; это способствовало укреплению влияния Папского престола во франк. королевстве (см.: Smith J. M. H. Old Saints, New Cults: Roman Relics in Carolingian Francia // Early Medieval Rome and the Christian West: Essays in Honour of D. A. Bullough. Leiden etc., 2000. P. 317-339). П. также поддерживал контакты с правителями и прелатами других регионов, но об этом сохранилось мало сведений. По просьбе англосакс. аббата Фортреда понтифик запретил Эгберту, архиеп. Йоркскому († 766), отнимать мон-ри у частных лиц и передавать их своим приближенным (Jaffé. RPR. N 2337). По свидетельству Арнона, архиепископа Зальцбургского (785-821), П. подтвердил решение своих предшественников Захарии и Стефана II о включении Карантании в состав диоцеза Зальцбург (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 282).
На месте семейной усадьбы близ ул. Виа-Лата (ныне Виа-дель-Корсо) в Риме П. основал мон-рь святых Стефана и Сильвестра (ныне ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите). Согласно жизнеописанию П., для хранения мощей Римских пап Стефана I и Сильвестра I, перенесенных из пригородных катакомб, понтифик устроил ораторий на верхнем этаже монастырского здания. Внутри обители была возведена церковь, отделанная мрамором и украшенная мозаиками, с серебряным алтарным киворием (в средние века церковь неоднократно перестраивалась и приобрела совр. вид после реконструкций 1591-1601 и 1698; см.: Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1970. Vol. 4. P. 148-162). Под алтарем храма П. поместил мощи множества святых из катакомб (MGH. Epp. T. 3. P. 556; имена святых и дни их памяти перечислены в надписях, выполненных, вероятно, в то же время; см.: Goodson C. The Rome of Pope Paschal I. Camb., 2010. P. 208-211). Понтифик наделил обитель земельными владениями и приписал к ней ряд церквей и монастырей, в т. ч. монастыри на горе Соракт. Папскую грамоту об основании мон-ря святых Стефана и Сильвестра, адресованную аббату Леонтию, подписали 22 итал. епископа, 18 рим. пресвитеров и архидиакон (2 июля 761 - Federici. 1899). П. велел монахам совершать богослужение по греч. обряду (grece modulationis psalmodie), поэтому исследователи полагают, что монашеская община состояла из греков, в т. ч. беженцев из иконоборческой Византии (Sansterre J.-M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe siècle - fin du IXe siècle). Brux., 1980. Vol. 1. P. 36, 82-84, 92-94, 159-160). Впосл. франк. аббат Хильдуин (между 835 и 840) ошибочно назвал основателем мон-ря папу Стефана II, к-рый якобы намеревался поместить в нем реликвии св. Дионисия, привезенные из Галлии (Lapidge M. Hilduin of Saint-Denis: The «Passio S. Dionysii» in Prose and Verse. Leiden; Boston, 2017. P. 860, 864-865).
Согласно Liber Pontificalis, П. построил ц. во имя апостолов Петра и Павла «на Священной дороге близ храма Рима», т. е. близ Форума. Церковь была возведена на месте, где апостолы, по преданию, молились перед казнью; там находился камень с отпечатками их коленей. В более ранних источниках эти отпечатки связывали с молением ап. Петра о посрамлении Симона Мага. После VIII в. упоминаний о церкви нет; чтимый камень в средние века хранился в ц. Санта-Мария-Нуова (Санта-Франческа-Романа) (LP. T. 1. P. 466; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1937. Vol. 1. P. 221). В юж. нефе Ватиканской базилики П. устроил капеллу Пресв. Девы Марии, украсил ее мозаиками и поместил в ней серебряное изображение Богородицы; в этой капелле он завещал себя похоронить. Над вост. вратами атриума базилики была выполнена мозаика, остатки к-рой сохранялись в XVI в., а в атриуме устроен ораторий во имя Девы Марии (Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1977. Vol. 5. P. 175, 268-269). П. также приступил к восстановлению базилики Апостолов (Санти-Апостоли), но работы были завершены лишь при папе Адриане I (772-795) (LP. T. 1. P. 465, 500). Вероятно, по распоряжению П. был выполнен один из слоев фресковых росписей ц. Санта-Мария-Антиква, хотя в источниках об этом не упоминается. В апсиде храма изображен Христос с 6-крылыми тетраморфами; некая женщина (скорее всего Дева Мария) подводит к Нему П., изображенного с квадратным нимбом (Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell'Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 107-108). Тогда же были созданы фрески в левом нефе: изображение Христа, восседающего на престоле в окружении святых, и сцены из ВЗ.
Внешняя политика П. в целом была успешной: ему удалось сохранить независимость Папской области, достигнутую при Стефане II благодаря союзу с франками. Однако его пропагандистские декларации, по-видимому, не вызывали доверия при франк. дворе, где жалобы понтифика на лангобардов и византийцев встречали скептическое отношение. Во внутренней политике П. потерпел неудачу: он не смог установить равновесие между противоборствующими группировками, что привело к междоусобным конфликтам в Риме. Во время понтификата П. власть находилась в руках «клерикальной» партии, к-рая представляла интересы папской дворцовой бюрократии и боролась со светской знатью. Вероятно, сдержанная оценка политики П. отразилась в его жизнеописании в Liber Pontificalis, к-рое отличается предельной лаконичностью (сведения о политической деятельности понтифика сохр. гл. обр. в его посланиях). Борьба «клерикальной» и аристократической партий вспыхнула сразу после того, как в июне 767 г. стало известно о болезни П., жившего при загородной базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Его противники объединились вокруг Тотона, дукса Непи, и якобы задумали убить понтифика, но его помощник, влиятельный примицерий нотариев Христофор, отговорил их от этого намерения. Когда П. скончался, приверженцы Тотона установили контроль над городом и не позволили похоронить понтифика в базилике св. Петра. Погребение П. состоялось лишь через 3 месяца; на гробнице поместили лаконичную надпись: «Здесь почивает папа Павел» (Codice topografico della città di Roma / Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1946. Vol. 3. P. 394) (гробница была утрачена во время строительства новой базилики св. Петра в XVI в.). Тем временем знать с согласия римского духовенства возвела на Папский престол антипапу Константина (767-768). Однако примицерий Христофор при помощи лангобардов захватил Рим и организовал избрание Стефана III (IV) (768-772), т. о. вернув власть «клерикальной» партии.
Краткая стихотворная версия жизнеописания П. включена в поэму Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии» (PL. 135. Col. 802-804). О почитании П. известно лишь с XIV в. Еп. Петр Наталис включил краткое сказание о нем в «Перечень святых» под 27 янв. (Petr. Natal. CatSS. III 30). В Римский Мартиролог память П. была внесена под 28 июня (ActaSS. Iun. T. 5. P. 378; MartRom. Comment. P. 259-260). Из-за того что она совпадала с вигилией праздника апостолов Петра и Павла, ее могли переносить на 3 июля (напр.: Officia Propria Sanctorum S. Romanae Ecclesiae Summorum Pontificum. Taurini, 1869. P. 30-31). В современной редакции Римского Мартиролога память П. указана под 28 июня; в сказании упоминается, что он проявлял милосердие к страждущим, защищал правосл. веру от иконоборцев и заботился о рим. святынях.